Интернациональный коммунистический союз
 

"Мировая революция" № 13 (март 2002)

 

В. С. Могилко 
 

Социализм  

 

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКЦИИ

 

В первой половине 1960-х гг. Советский Союз оказался в состоянии социального кризиса: в стране резко обострилась классовая борьба. Об этом свидетельствуют как многочисленные воспоминания диссидентов, так и труды профессиональных историков. Наиболее полно картина массовых выступлений того времени представлена в работе В.А.Козлова «Неизвестный СССР» (М., 2006). Во многих городах СССР недовольные представители пролетариата устаивали забастовки, происходили стихийные массовые беспорядки, направленные против системы государственного капитализма. Рабочие бастовали, выходили под красными флагами, перекрывали пути, захватывали официальные учреждения. В своих листовках они обвиняли руководство СССР (начавшее «строительство коммунизма» с повышения цен и срезания расценок) в угнетении народа, лицемерии и буржуазном перерождении. Самое известное из проявлений классовой борьбы того времени – всеобщая забастовка в Новочеркасске.

Бурные события тех лет не обошли стороной и Харьков. 29 августа 1962 г. на заводе «Серп и молот» произошла забастовка, которую современные историки считают самой массовой за период с 1956 по 1988 годы на территории Украины. Там устроили стачку 400 человек. Согласно некоторым свидетельствам устного происхождения в 1960-е гг. завод «Серп и молот» бастовал трижды  - в 1963, 1964 и 1970 гг.

Именно в то время, на волне подъема рабочего движения, возникли в Харькове два марксистских кружка: один на заводе им. Малышева, другой среди рабочих ХТЗ и 8-го ГПЗ. Участником второго кружка был Василий Степанович Могилко (ныне пенсионер). В.С. Могилко сохранил текст теоретической статьи «Социализм», направленной им в 1963 г. в ЦК КПСС и «Правду». Единственной реакцией на нее (как и на всю деятельность кружков) были душеспасительные беседы партаппаратчиков. Применить репрессии власти не решились.

Статья эта – попытка мыслящего рабочего объяснить, почему «родное»  государство порой ведет себя как капиталист, норовящий выжать из рабочего побольше, а оставить ему поменьше. Автор видит причину не в злой воле Сталина или Хрущева, а в объективной социальной силе, названной им «общественный (государственный) капитал». Сила эта подчиняет себе сознание как управленцев, так и рядовых тружеников, заставляя принимать ее интересы за интересы общества и социализма. Правда, по инерции, автор продолжает именовать это общество «социализмом», но тот факт, что в условиях 1963 года он смог дойти до понимания, что этот т.н. социализм действует точно так же, как и капитализм, и страдает теми же пороками, стоит многого.

В своем письме Василий Степанович поделился воспоминаниями полувековой давности: «Помню свое первое выступление на большом собрании рабочих ХТЗ, где нам сообщили об антипартийной группе Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шипилова. В своем выступлении я сказал, что если крушатся уж такие великие деятели, то следует поставить под сомнение всю систему социализма! Тот ли это социализм, о котором мы мечтали? Мы знаем только бесконечный и безрадостный труд … после этих слов меня немедленно убрали с трибуны как неустойчивого элемента. Я сказал всего несколько слов и все же я получил большую известность среди рабочих. Я и мои товарищи действовали открыто. Мы хотели, чтобы партия и правительство могли слышать нас, простых рабочих. Но броня была крепка. Мы первые постучали в нее. В 60-е годы с одобрения товарищей я написал статью  «Проблемы социализма» для газеты «Правда». Она не была опубликована. Партия не нуждалась в ней. Позже была написана вторая статья «Социализм» и направлена в ЦК КПСС и газету «Правда».  Ее не оставили без внимания. В их глазах я был уже врагом. Партия не нуждалась в таких советчиках как я, и даже погибая, она оставалась твердой, непоколебимой. Она не приняла и не напечатала ни одного моего письма в защиту социализма. Новая возрожденная партия (КПУ – ред.)  приняла прошлые традиции. Она боится споров».

Ниже мы публикуем статью В.С. Могилко «Социализм», направленную им в редакцию газеты «Правда» и в ЦК КПСС.  Это важный памятник теоретической мысли марксистского рабочего движения в СССР.

 

Социализм

 

Союз Советских Социалистических республик! Как гордо звучат эти слова! Его силу и величие чувствует весь мир. Все внимание мира обращено на соотношение сил капитализма и социализма. Силы социализма растут и крепнут. Наша страна в своем экономическом развитии устремилась вперед. В свое быстрое и мощное движение вперед она вовлекает все больше и больше новых стран. «Русское чудо» дано ей название. Но в наше время уже не верят чудесам. Чудес на свете не бывает. И вот, наконец, настало время разоблачить и наших чудотворцев и назвать их собственными именами.

Наши сегодняшний коммунисты, это далеко не те, которые подготовили и провели пролетарскую революцию. Наши коммунисты в соответствии со своими превратными представлениями марксизма-ленинизма построили совершенно новое общество, общество без видимой эксплуатации человека человеком, общество в котором нет капиталистов, нет частной собственности, общество ведущее социалистическую форму хозяйства. Но и в этом, казалось бы, совершенно новом обществе, как и во всех странах мира, главной движущей силой остается капитал. Тот самый капитал, собственное имя которому было дано великими Марксом и Энгельсом. В нашей стране этот капитал существует в своей новой форме, в форме общественного или государственного капитала. В этой своей новой форме он ближе к своему идеалу, наиболее живуч и неумолим.

В нашей стране все средства производства являются социалистической собственностью, т. е. общенародным достоянием. И все же эти средства производства, фактически отделены от рабочей силы, и для того, чтобы их совместить рабочий должен, прежде всего, поступить на работу за определенную заработную плату. Заработная плата есть часть имеющихся в распоряжении общества, или, вернее, государства, товаров, которые обмениваются на определенное количество рабочей силы. Рабочий в обмен на свою рабочую силу получает жизненные средства, а государство на принадлежащие ему жизненные средства получает труд, производительную деятельность рабочего, посредством которой рабочий возмещает не только то, что он потребляет, но и придает накопленному общественному богатству большую величину. Заработная плата есть стоимость рабочей силы. Это сумма жизненных средств необходимых для сохранения жизни рабочего, чтобы завтра он снова мог выйти на работу. Часть жизненных средств он получает через общественные фонды. Но в общем рабочие получают достаточно только для своего существование и продолжения рода. Наша страна с каждым годом становится все богаче и мощнее, но рабочие по прежнему остаются бедными. Всякое улучшение незначительно в сравнении с громадным ростом общественного богатства.

Наша финансовая система – это орудие государственного капитала, с помощью которого наши руководители партии и правительства приводят в действие все общество. Благодаря ей все члены общества привлечены к активному общественному труду. Она на деле является организатором труда, силой, которая принуждает членов общества работать, и работать все более интенсивней. Она собирает людей на великие стройки. При ее участии решаются международные вопросы. Государственный план и бюджет нашей страны – это сам капитал, представленный нам своею видимой стороною. В нем отражены его цели, его сила.

Заработная плата рабочих – это очень простое понятие. Ее величина в точности равна стоимости товаров и услуг, предназначенных по плану к потреблению. Но вместе с тем, она является чудом – она является творцом всех остальных, более крупных цифр бюджета и более того, она придает смысл всем остальным числам бюджета. Нашему капиталу нет необходимости увеличивать заработную плату рабочим и соответственно производство товаров потребления. Можно даже сократить заработную плату, а весь спрос и предложение товаров рабочим свести к самым минимальным жизненным средствам. Нужно только так поставить экономику и ее планирование, чтобы эти жизненные средства обменивались на рабочую силу, могли двигать всю громадную экономику страны.

И так, государственный капитал это общественное производственное отношение людей, производственное отношение людей социалистического общества при котором накопленный труд становится самостоятельной силой. Наши руководители партии и правительства являются представителями государственного капитала и потому обладают его властью. Партия и правительство действительно стараются улучшить положение рабочих, но главной их целью является все же рост государственного капитала, т. е. рост власти накопленного труда над живой рабочей силой. В итоге получается, что материальное положение рабочего немного улучшилось, но он стал еще более зависим от государственного капитала. Он еще более обезличен и лишен самостоятельности. Все старания партии и правительства улучшить материальное положение рабочих есть желание заменить простую узду на позолоченную.

Наше общество – это классовое общество, определяемое особенностями  государственного капитала. У нас также, причем в идеальном случае, существуют два класса, два полюса общества. Один – это тот, который держит в руках власть государственного капитала, другой же – рабочий класс, имеющий свое государство, свой общественный капитал, которые его же и порабощают. В нашем обществе нет резкого разделения на классы. Переход между этими двумя классами постепенный и определяется в основном степенью участия в руководстве общественным капиталом. Можно сказать, что наше общество не разделяется, а поляризуется на два класса. Небольшая часть общества на одном полюсе является «умом, честью и совестью». Она организует и направляет развитие общества в целом. Другая часть общества, самая многочисленная – рабочий класс. Он занят непосредственно производством всех материальных ценностей. Руководство общественным производством становится профессией небольшой части общества. Их главной целью становится забота о народе, развитие государства, укрепление его мощи и обороноспособности. Однажды попав в руководители они совершенствуются, становятся необходимыми и остаются навсегда. Они берут на себя функцию общества думать и тем самым освобождают рабочий класс от необходимости думать о себе самом.  Он остается рабочим навсегда и всецело отдается своему производительному труду. Рабочие так привыкли к своим благодетелям, что полностью доверились им. Рабочим нет необходимости думать о себе, о своем будущем. Пусть думает партия и правительство!

В нашей стране все трудящиеся, но трудящиеся, которые различаются между собою, по своим общественным функциям, по своему общественному положению, по своему определенному месту, занимаемому в обществе определяемому и удерживаемому капиталом. Капитал ведет к глубокому общественному разделению труда в результате которого наше общество представляет собою сложный общественный организм все органы которого находятся во взаимозависимости и необходимости друг от друга.

Наше государственное устройство – это форма существования государственного капитала. Коммунистическая партия является главной руководящей силой. Она представляет правительство, входит во все государственные органы. В ее руках государственный капитала, которым она работает неслышно, невидимо и повсюду. С помощью капитала она творит чудеса.

Демократический централизм является главным руководящим принципом организационного строения партии. Демократический централизм, имевший в прошлом исключительное значение, в наше время надежно служит целям капитала. Сама партия благодаря этому принципу, не однородна. В результате те коммунисты, которые находятся в рядах рабочего класса, не имеют того значения в партии, какое имеют партийные руководители. Рядовые коммунисты обязаны демонстрировать свою сплоченность и монолитность, строго проводить в жизнь решения партии и правительства. Возможность продвинуться в партийные руководители и руководители производства имеются для всех. Это те избранники, которые могут хорошо послужить капиталу, те, которые обладают особым чутьем и исключительной способностью. Они могут выполнить любое задание партии и правительства, выжать из рабочего класса все возможное и заслужить аплодисменты.

Культ личности – это не случайные личные качества руководителя, как его пытаются показать. Это государственный капитал, поляризующий общество принял видимость культа личности на одном своем полюсе, это неумолимая сила государственного капитала приняла видимость безграничной власти руководителя.

Государственный капитал не зависит от воли, сознания и намерения человека. Он сам определяет его волю, сознание и намерения. Этим он оправдывает себя в глазах людей. Людям кажется, что все существующее необходимо, все на своем месте: деньги, законы, правительство, армия и т. д. капитал создал определенную логику, определенный взгляд на вещи. Свои интересы он назвал интересами общества, а самоотверженный труд во имя капитала он назвал высокой общественной сознательностью.

Партия ведет большую воспитательную работу среди масс с тем, чтобы направить и совместить интересы людей с интересами капитала. Люди должны видеть и сознавать, что страна наша, наше общество, наше производство, наш самоотверженный труд на благо всего общества, наши партия и правительство, наши великие цели есть наш капитал. Всякая внутренняя и внешняя политика партии – это именно наше желание, это воля всего народа и мы принимаем ее с ликованием. Выборы в Советы – это наш праздник. Мы голосуем за кандидатов единогласно. Нам кажется, что мы демонстрируем этим свой дух, свою волю, что мы показываем высокую сплоченность и верность своему народу, своей коммунистической партии. И для нас тружеников, не имеющих никакой самостоятельности, действительно партия является каким-то провидением, мудростью. Мы верим ей, приветствуем и аплодируем.

На первый взгляд может показаться, что это неплохо, что наша страна такими мощными темпами развивает свою экономику и что нет ничего плохого в том, что существует некоторая принудительная сила – капитал, и что в конечном итоге все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип: от каждого по способностям, каждому по потребности. На самом деле оказывается все иначе. Значение и роль капитала намного шире. Он находит себе более достойное поприще деятельности, нежели повышение жизненного уровня трудящихся.

Наш капитал крепко захватил ряд стран путем сращивания экономик на принципах международного социалистического разделения труда. Так что в настоящее время существует единый социалистический капитал, возглавляемый СССР.

Наш социалистический капитал существует рядом с «империалистическим» капиталом. Их существование рядом определяет развитие их экономик, их политические отношения друг к другу. Социалистический капитал как наиболее естественный, не стесненный формальными рамками частной собственности, имеющий большие преимущества перед капиталом «империалистическим» успешно ведет борьбу в своей политике по отношению к слаборазвитым странам Африки, Азии, Латинской Америки. Лозунг, призывающий к освобождению от колониализма – это есть клич нашего социалистического капитала капиталу «империалистическому». Свобода малым государствам нужна для того, чтобы снова попасть в зависимость, но уже в новую, высшую форму зависимости, основанную на сотрудничестве и взаимопомощи. Капиталы не могут находиться рядом в мире и спокойствии. они всегда ставят друг друга в зависимость или подчинение.

Современные капиталы – это капиталы крупных масштабов, это государственные капиталы. «Империалистические» капиталы в последнее время заметно изменились и продолжают в дальнейшем заметно изменяться в том же направлении. Во многих странах в той или иной степени проведена национализация некоторых важнейших отраслей промышленности и банков. Этот национализированный общественный капитал, находясь во взаимозависимости с крупнейшими объединениями капиталистов образуют единый капитал государственного масштаба. Он стал крепче, сильнее, стал ближе к своему идеалу. Борьба между социалистическим и «империалистическим» капиталами за преобладание своего влияния в мире продолжается с новой силой.

Может быть нам возразят, скажут, что современная международная политика, проводимая нашей партией и правительством – это политика мира и социализма, она отвечает интересам всего человечества и что в конечном итоге она приведет к торжеству идей социализма и коммунизма на всей земле. Но все это только кажется. Социализм каков он есть в настоящем, это вовсе небольшое счастье. Торжество социализма – это торжество все того же капитала, который просто принял новый вид, вид общественного капитала, который все также порабощает рабочий класс и потому все также чужд ему. Социализм в том виде, каков он есть в настоящем – это та же палка, что и капитализм, но только взятая в руки с обратного, тонкого конца и потому она бьет по рабочему классу еще сильнее и гонит рабочий класс все быстрее и быстрее. Мирное сосуществование с капитализмом  – это есть состязание капиталов, кто больше выжмет. Наша страна преуспевает в этом. Это не борьба двух различных идеологий. Это состязание, соревнование двух капиталов, которое ведет наше общество на жестокий бой экономической и политической борьбы. Социализм каков он есть в настоящем, это вовсе не новый мир отличный от всего окружающего. Он существует рядом с капитализмом и потому они взаимно определяют и обуславливают друг друга. Их противоречия – в их единстве. Это две крайности одного и того же.

И так, последнее слово нашей эпохи – капитал, это определенное производственное отношение людей уже охватило все уголки земли. Благодаря капиталу личность каждого человека стала принадлежностью общества, его неотъемлемой частью. Капитал создает цели и потребности общества, наделяет властью отдельных людей и сам принимает видимость человеческой личности. Капитал может быть гордым, вспыльчивым, жестоким, справедливым, добрым и просто глупым, т. е. он принимает внешний вид тех людей, которые его возглавляют. Поэтому слушая речи глав правительств, их гордые волевые высказывания, мы видим не только их личность, но и ту силу, которая наделяет каждое их слово действительным содержанием.

1963-1964 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz