Интернациональный Коммунистический Союз (ИКС)

Александр Попов
 

О фальсификации ленинских цитат  

По мере приближения 100-летия Октябрьской революции вновь нарастают попытки фальсификация ее истории. Формально, на официальном уровне, этому пытаются придать вид объективности, но потихоньку еще настойчивей протаскивается мысль о большевиках как фанатиках-убийцах, даже если и вдохновляющихся идеями справедливости. Ставятся фильмы, где вновь в качестве исторической истины вытаскиваются из нафталина старые конспирологические сплетни вроде «роли в революции» ее «демона» Парвуса и т.д. В рядах же неофициальных ненавистников Октября фальсификации представлены в прежней грубой, топорной форме.

Немалую роль играет и использование цитат революционных вождей, особенно Ленина и Троцкого. Фальсификаторы, приводя цитаты из работ Ленина, вырывают фразы из контекста или нарезают кусочки из фраз и, произвольно склеив их, получают любой по смыслу продукт-высказывание, приписав этот продукт самому Ленину.

Некоторые такие искажения давно стали чем-то само собой разумеющимся. Как, например, начнем с них, относительно безобидное приписывание Ленину утверждения, что «кухарка должна управлять государством». Или, что Ленин говорит об интеллигенции, что она «не мозг нации, а г. …». А что на деле?

«Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас вступить в управление государством.  В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами, и чтобы начато было оно немедленно, т. е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту» (В.И. Ленин, ПСС, т. 34, стр. 315).

Т.е. речь идет о начале обучения управлению на всех уровнях, начиная с местного управления, всех трудящихся, а не только тех, у кого «голубая кровь». Чем так недовольны представители правящего режима, для которых вся демократия сводится к тому, чтобы миллионы «кухарок» бросали в урны бюллетени в пользу того или иного богатого проходимца. У которых в Думе государственные дела «решают» спортсмены, артисты и прочие «знатоки» государственного управления. Не говоря уж об уровне подготовки и квалификации членов правительства. Ей богу, от кухарки было бы меньше вреда. Особенно, если ее поучить, как призывал к этому Ленин.

Другой вышеуказанный миф об отношении Ленина к интеллигенции взят из письма Ленина Горькому от 15 сентября 1919 г. В ответ на просьбу писателя об освобождении арестованных представителей интеллигенции Ленин пишет: «… мы решили в Цека назначить Каменева и Бухарина для проверки ареста буржуазных интеллигентов оклокадетского типа и для освобождения кого можно. Ибо для нас ясно, что ошибки и тут были» (там же, т. 51 стр. 47). Напомним, что все это писалось в тяжелейший момент гражданской войны, когда войска Деникина рвались к Москве, а Юденича – к Петрограду. Так что не от буйной фантазии Ленин продолжает:

«Какая несправедливость! Несколько дней или хотя бы даже недель тюрьмы интеллигентам для предупреждения избиения десятков тысяч рабочих  крестьян». И, наконец, об интеллигенции как таковой: ««Интеллектуальные силы» народа смешивать с «силами» буржуазных интеллигентов неправильно. За образец возьму Короленко: я недавно прочел его, написанную августе 1917 г. брошюру «Война, отечество и человечество». Короленко ведь лучший из околокадетских, почти меньшевик. А какая гнусная, подлая, мерзкая защита империалистической войны, прикрытая слащавыми фразами! … Для таких господ 10 000 000 на империалистической войне – дело, заслуживающее поддержки … а гибель сотен тысяч в справедливой гражданской войне против помещиков и капиталистов вызывает ахи, охи, вздохи, истерики.

Нет, таким «талантам» не грех посидеть недельки в тюрьме, если это надо сделать для предупреждения заговоров (вроде Красной Горки) и гибели десятков тысяч. А мы эти заговоры кадетов и «околокадетов» открыли. И мы знаем, что околокадетские профессора дают сплошь да рядом заговорщикам помощь. Это факт.

Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и ее пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а г…

«Интеллектуальным силам», желающим нести науку народу (а не прислужничать капиталу), мы платим жалованье выше среднего. Это факт. Мы их бережем» (там же, стр. 48).       

В этих словах ответ сразу на обе цитаты, этой и о «кухарках». Большевики приветствовали интеллигенцию, несущую «науку народу». В том числе и науку «управления». Учить, наукам и управлению страной, собственной судьбой – ну как не проклянуть нынешней власти за это большевиков?! Сразу вспоминается выступление Жириновского в Думе: «Но имейте ввиду, чем образованней народ, тем быстрее будут революции… Подумайте о последствиях … Знания – это свобода. Правильно, они потребуют свободы, получив знания. А в состоянии государство дать свободу? Свободу проживания, квартиры, работы, дети и т.д.?». Нет, Вольфович, не в состоянии. Поэтому не буржуазной власти обвинять большевиков в пренебрежении (некоторые пишут «уничтожении») интеллигенции. В самые трудные и голодные годы большевики уделяли внимание образованию и культуре дл всего народа, а не только для элиты. 

Все это, однако, «забывается» и изображается в прямо противоположном смысле. Вероятно, антикоммунистам лень прочесывать все 55 томов Ленина в поисках«чего-то погорячее», поэтому они зачастую используют довольно сомнительные в пропагандистском плане отрывки, такие как этот, найденный в посте «Цитаты Ленина, от которых стынет кровь» на pics.ru:

«... Все театры советую положить в гроб.

Наркому просвещения надлежит заниматься не театром, а обучением грамоте». Ленин, 26 августа 1921 г. (там же, т. 53, с. 142). Читаем оригинал:

«Принять никак не могу, так как болен. Все театры советую положить в гроб. Наркому просвещения надлежит заниматься не театром, а обучением грамоте». Ради уточнения заглянем в примечания:
          
«Настоящая телефонограмма является ответом на письмо А.В.Луначарского от 25 августа 1921 года с просьбой принять его по вопросу реорганизации Московского Художественного театра; письмо заканчивалось словами о том, что если изложенные в письме предложения принять нельзя, то театр будет «положен в гроб». Ленин использовал это выражение Луначарского в своей телефонограмме» (там же, стр. 405).
В общем, тут вполне можно обойтись без комментариев, особенно учитывая, что в РСФСР, в конце концов, театры работали, и «в гроб» их никто не укладывал. Нет тут ничего такого, от чего может «стыть кровь».  

 Пожалуй, чаще всего антикоммунисты используют цитаты Ленина о терроре. Вот, например, какую цитату обожают и либералы, и националисты:

«Суд должен не устранить террор; обещать это было бы самообманом или обманом, а обосновать и узаконить его принципиально, ясно, без фальши и без прикрас». 17 мая 1922 г. (там же, т. 45. с. 190).

Действительно на первый взгляд (и особенно, на обывательский взгляд, к которому апеллируют антикоммунисты), этот отрывок из письма Ленина Д. И. Курскому, будущему наркому юстиции РСФСР, с наброском дополнительного параграфа Уголовного Кодекса звучит весьма кровожадно. На деле же речь идет о том, чтобы меры чрезвычайщины, применяемые в период гражданской войны, были заменены строгими юридическими законами. И защищены от слишком ретивых исполнителей, которые могли расстреливать  без суда на основании «классового чутья». Согласно примечанию (там же, стр. 549), «предложения Ленина были учтены при дальнейшей разработке раздела Уголовного кодекса «О контрреволюционных преступлениях». Речь шла о постепенном переходе от военного периода к мирному. Причем с дальним расчетом прийти к тому, с чего революция начинала – к отмене смертной казни – от этого, господа обличители, у вас не «стынет кровь»?  

Да, революция начинала именно с отмены смертной казни, которая вводилась по мере разрастания гражданской войны и белого террора. Террор тогда использовали буквально все стороны конфликта, причём не только в России, – вспомним только как были утоплены в крови Баварская и Венгерская советские республики и революция в Финляндии. Разумеется, со стороны контрреволюции все это сопровождалось лицемерным обличением любого террора вообще. Вот что Ленин писал об этом:

«Пускай лакействующие пособники белогвардейского террора восхваляют себя за отрицание ими всякого террора. А мы будем говорить тяжёлую, но несомненную правду: в странах, переживающих неслыханный кризис, распад старых связей, обострение классовой борьбы после империалистической войны 1914-1918 годов, – таковы все страны мира, – без террора обойтись нельзя, вопреки лицемерам и фразерам. Либо белогвардейский, буржуазный террор американского, английского (Ирландия), итальянского (фашисты), германского, венгерского и других фасонов, либо красный, пролетарский террор. Середины нет, «третьего» нет и быть не может». (там же, т. 43, с. 234).

Могла ли Советская Россия в тех условиях отказаться от террора и при этом выжить? Очевидно, что нет. Можно ещё отметить то, что Ленин считал, что жёсткие меры необходимы и по отношению к злоупотребляющим своим положением коммунистам:
«Уклонения в худшую сторону, это – злоупотребления примазавшихся к коммунистам старых чиновников, помещиков, буржуа и прочей сволочи, которая иногда совершает отвратительные бесчинства и безобразия, надругательства над крестьянством. Тут нужна чистка террористическая: суд на месте и расстрел безоговорочно» (там же, с. 235).

Вот еще из таких «цитат» из работы «Как организовать соревнование?»: «Война не на жизнь, а на смерть богатым и прихлебателям, буржуазным интеллигентам… с ними надо расправляться, при малейшем нарушении… В одном месте посадят в тюрьму… В другом - поставят их чистить сортиры. В третьем -снабдят их, по отбытии карцера, желтыми билетами… В четвертом - расстреляют на месте… Чем разнообразнее, тем лучше, тем богаче будет общий опыт…». 24-27 декабря 1917 г. (там же, т. 35, с. 200, 201, 204).

Старая тактика вырывания цитат из контекста, причём из трёх разных мест одной статьи. Полные цитаты выглядят так (жирным текстом выделено то, что автор-фальсификатор «вырвал» оттуда):

«Война не на жизнь, а на смерть богатым и их прихлебателям, буржуазным интеллигентам, война жуликам, тунеядцам и хулиганам … Богатые и жулики, это – две стороны одной медали, это – два главные разряда паразитов, вскормленных капитализмом, это – главные враги социализма, этих врагов надо взять под особый надзор всего населения, с ними надо расправляться, при малейшем нарушении ими правил и законов социалистического общества, беспощадно».

Из первого отрывка автор «убрал» жуликов, тунеядцев и хулиганов (ну не может же кровавый Ленин бороться с отрицательными персонажами), из второго – вообще всю смысловую нагрузку, и, конечно, главное – отрывок про нарушение правил и законов, которое и предполагает неотвратимость наказания. Последний же отрывок, по задумке  автора, должен наглядно показать, как именно следует карать бедненьких богатеев по задумке тирана. Но на самом деле, в нём говорится главным образом о необходимости выработки «правильных форм и способов практического учёта и контроля за богатыми, жуликами и тунеядцами». Речь тут идёт о перевоспитании, а не об уничтожении, причём не только буржуазных элементов, но и членов партии:

«В одном месте посадят в тюрьму десяток богачей, дюжину жуликов, полдюжины рабочих, отлынивающих от работы (так же хулигански, как отлынивают от работы многие наборщики в Питере, особенно в партийных типографиях). В другом – поставят их чистить сортиры. В третьем – снабдят их, по отбытии карцера, жёлтыми билетами, чтобы весь народ, до их исправления, надзирал за ними, как за вредными людьми. В четвёртом – расстреляют на месте одного из десяти, виновных в тунеядстве. В пятом – придумают комбинации разных средств и путём, например, условного освобождения добьются быстрого исправления исправимых элементов из богачей, буржуазных интеллигентов, жуликов и хулиганов. Чем разнообразнее, тем лучше, тем богаче будет общий опыт, тем вернее и быстрее будет успех социализма, тем легче практика выработает - ибо только практика может выработать – наилучшие приёмы и средства борьбы» (там же, стр. 204).

Есть, конечно, среди мер и фраза о «расстреле одного из десяти, виновных в тунеядстве». Но это так и осталось фразой, вызванной тяжелейшим положением в экономике в связи саботажем со стороны старой госбюрократии и хозяев предприятий – запрет на смертную казнь тогда еще был в силе. Смысл же статьи заключался в призыве к трудящимся: «Беритесь сами за учет и контроль производства и распределения продувов».

Одной из самых будоражащих общественное мнение тем является тема взаимоотношения Советской власти и церкви. И здесь антикоммунисты переходят от примитивных подделок цитат из работ Ленина к прямому подлогу.

Для манипуляции массовым сознанием в России развернута тотальная фальсификация исторических источников, одним из ярких примеров которой является т.н. «Указание Ленина от 1 мая 1919 года за № 13666/2» о «борьбе с попами и религией». На международной конференции «Христианство на пороге нового тысячелетия», организованной в июне 2000 г. совместно Институтом всеобщей истории РАН, Министерством культуры РФ и Московской Патриархией, журналист В.М. Марков сообщил о своей публикации 1999 г. в журнале «Наш современник» с комментариями священника Димитрия Дудко, где впервые упоминалось «Указание ВЦИК и Совнаркома» за подписями председателя ВЦИК М.И. Калинина и председателя СНК В.И. Ленина от 1 мая 1919 г. за № 13666/2, адресованном председателю ВЧК Ф.Э. Дзержинскому со ссылкой на некое таинственное «решение ВЦИК и СНК». Этим решением Дзержинскому «указывалось» на необходимость «как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежало арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады». Именно это т.н. «указание» чаще всего используется в наши дни как доказательство «кровожадности» и «свирепости» большевиков в первые годы советской власти.

Сразу отметим, что в практике партийно-государственного делопроизводства не существовало документов с названием «Указание». ВЦИК и Совнарком не издали ни одного документа с таким названием за все время своей деятельности. Существовали только постановления и декреты за подписями глав этих органов (см. сборники «Декреты советской власти»), при этом порядковых номеров таким документам не присваивалось. Однако во всех сомнительных публикациях «указанию» присвоен порядковый номер 13666/2, что подразумевает наличие многих тысяч «указаний» в государственном делопроизводстве. Ни один из подобных документов не известен историкам, не выявлен в архивах, никогда не публиковался. Разумеется, подобный номер выдуман фальсификаторами для того, чтобы иметь возможность ввести в него апокалиптическое «число зверя», придать бумаге ярко выраженный мистический характер и связать его с «сатанинской» стихией российского большевизма. В данном случае расчет делался не на интеллектуалов, а на массовое сознание. «Три шестерки» в «ленинском» документе должны были бить по восприятию простого верующего человека. Не случаен и выбор даты – 1 Мая, День международной солидарности трудящихся.

За всю свою партийно-государственную деятельность Ленин не подписал ни одного документа с названием «Указание» – ни с тремя шестерками, ни без. Не существовало никакого антирелигиозного документа Ленина от 1 мая 1919 г. и под другим названием (постановления, записки, телеграммы, декрета и проч.). Более того, содержание мнимого «Указания» противоречит фактической стороне истории церковно-государственных отношений 1918 – начала 1920-х гг. При фабрикации «документа» проявилось грубое историческое невежество фальсификаторов. Документы СНК РСФСР свидетельствуют, что и в 1919-м, и в 1920-м., и в начале 1920-х гг. по распоряжению Наркомата юстиции РСФСР отдельные храмы неоднократно передавались в распоряжение общин верующих, а решения местных властей об их произвольном закрытии отменялись. Подобная практика, при действии «указания Ленина от 1 мая 1919 года» или аналогичного ему документа, была бы совершенно невозможна.

Т.е., даже если отвлечься от архивных и делопроизводственных деталей, доказывающих подложность т.н. «указания Ленина от 1 мая 1919 года», подобный документ вообще не мог появиться на свет, так как он не вписывается в реальную картину церковно-государственных отношений в 1918-1923 гг. Нормативные акты, которыми обосновывались гонения на церковь, преследования и ограничения в правах верующих, хорошо известны в историографии: Декрет об отделении церкви от государства и школы от Церкви от 20 января 1918 г., лишавший Церковь права собственности и юридического лица, и майское 1918 г. решение о создании «ликвидационного» отдела Наркомюста; инструкция Наркомюста от 30 августа 1918 г., лишавшая Церковь прав миссионерской, благотворительной и культурно-просветительской деятельности (дальнейшие документы воспроизводили эти положения). Помимо перечисленных нормативных актов не следует забывать, что в марте 1919 г. на VIII съезде РКП (б) была принята Программа партии, с пунктом 13-м: «избегать всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма» (КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. т. 2. М., 1983. с. 83). Итак, анализом источников устанавливается, что «указания Ленина от 1 мая 1919 года» о борьбе с попами и религией не существовало, а приводимый в разных изданиях его текст является грубой фальшивкой.  

В целом же, ко всем цитатам из ПСС Ленина, используемым современными «новыми белогвардейцами», есть примечания в конце каждого тома, которые помогают лучше разобраться в том, что же подразумевалось в том или ином письме, распоряжении или телеграмме. Учитывая, что в книге есть исключительно телеграммы и письма самого Ленина, но не ответы на них, сверяться с примечаниями просто необходимо для понимания контекста. Но ультраправым школьникам это, по всей видимости, не нужно.

Масштаб искажений и прямых фальсификаций очень велик. Газета продолжит их рассмотрение в следующих номерах.

Интересующийся же читатель легко найдет полное собрание сочинений Ленина в Интернете.

 

"Мировая революция" №21 (октябрь 2017)