"Мировая революция" №15 (апрель 2011)

 

Есть ли польза от религии?

 

Религиозные убеждения существуют в человеческом обществе тысячи лет, и не хотят исчезать в наше время. Может и вправду, религия так нужна людям, и от неё есть польза? В самом деле, какое колоссальное количество материальных средств и духовных сил потратило человечество на поддержание религии во всех её проявлениях за всю историю своего существования. И всё зря?

Когда-то египетские жрецы говорили, когда сеять, когда убирать, хранили и развивали астрономические сведения, библия содержит полезные в древности советы по землепользованию и по гигиене, церковные школы учили грамоте. Однако это было следствие не религии, а соответствующих наук и практического опыта, монополизированных церковью. Сейчас их функции вполне могут выполнять государство, школа, наука и искусство.

С другой стороны, религиозное поведение требует затрат огромного количества времени. Средневековые кафедральные соборы построены ценой затрат сотен человеко‑лет. Церковная музыка и живопись монополизировали таланты средневековых людей. Миллионы человеческих жизней загублено за принадлежность к одной религии, а не к её едва отличимой альтернативе. Верующие гибли и убивали за своих богов, голодали ради них, были козлами отпущения, принимали обет безбрачия или молчания, и всё это ради религии.

Из этой краткой характеристики роли религии не совсем понятно, где тут польза от неё. Чтобы приблизиться к ответу, надо выяснить, какое влияние оказывает религия на современное общество. Начнём, хотя бы со школы. Это тем более важно, так как в недалёком «советском» прошлом нашей страны школа была отделена от церкви, и влияние религии на учеников было минимально (разве что в семьях верующих родителей). Обучение детей строилось на научной основе, а воспитание - на гуманистических  принципах. Школа в СССР прекрасно обходилась без религии. Уже в 80-е годы телевидение широко освещало и распространяло опыт учителей-новаторов Амонашвили Ш.А., Ильина Е.Н., Шаталова В.Ф. и многих других. Что касается коммунистического воспитания, то его действенность подтвердил опыт знаменитой коммуны имени Ф.Э. Дзержинского, созданной А.С. Макаренко, которая превращала беспризорных детей в достойных граждан своей страны.

 После развала СССР коммунистическую идеологию изгнали из школы. Образовался идеологический вакуум. Школа превратилась в закрытую зону. Однако, благодаря Интернету, общественности становятся известны многочисленные факты весьма нелицеприятных отношений между учителями и учениками. Откровенная грубость, а порой и издевательства педагогов над детьми,  вызывают соответствующую реакцию со стороны школьников.

Такое положение не может не беспокоить правящий режим в России. Похоже, что ничего лучшего, чем внедрение в школу религии, наши правители не нашли. Всё шире открываются школьные двери для церкви. Фактом стало введение в школьные программы так называемого курса «Основы православной культуры». Пока что на факультативной основе, но судя по тому, что во многих школах введение этого курса не встретило сопротивления, следующим шагом будет обязательное изучение религиозных догм в школах. Редактором учебников по основам православной культуры патриархом Кириллом назначен профессор Московской духовной академии, протодиакон Андрей Кураев. Кстати, Андрей Кураев является автором учебника «Основы православной культуры» для 4-5 классов. При более близком знакомстве с содержанием этого учебника, становится очевидным, что целью изучения «курса» является воспитание учащихся в духе послушания. А заодно и внедрение религиозных догм в неокрепшую психику детей.

Слишком доверчивый к официальной пропаганде читатель может сказать, а что же плохого в том, что в школе появится учитель в рясе? Что библия ничему плохому не учит. Проблема тут в том, как религиозные и светские части школы будут уживаться друг с другом, как будут строиться отношения между ними? Наука ли будет главенствовать или вера? И если выдающиеся умы человечества в лице учёных и теологов так и не смогли до сих пор договориться по основным вопросам мироздания, то каково это будет сделать школьникам? Это непосильная нагрузка для детской психики. Безусловно, миф и сказка привлекают ребёнка, но со временем он отказывается от них в пользу действительности. Религиозное воспитание имеет целью задержать развитие психики на мифологическом уровне объяснения действительности. «Будьте, как дети», - призывал основатель христианства, и современные педагоги от православия решили осуществить этот призыв буквально, благо такая возможность представилась. Утрата школой светскости таит в себе серьёзную угрозу психическому и физическому здоровью молодёжи и в исторической перспективе катастрофична для общества.

Нельзя оставить без внимания и вопрос о том, как совместить в учебных программах научные предметы с религиозными. Стало быть, неминуемо возникает необходимость установления особой церковной цензуры за содержанием школьного обучения, определения того, что полезно, а что вредно для детского образования. И такая цензура негласно, но фактически уже существует. В её рамках уже сейчас производится корректировка состава изучаемых литературных произведений, поскольку, по мнению церковных духовников, значительная часть творчества даже Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Толстого содержит «бесовщину» и никак не может быть рекомендована к распространению среди населения, тем более, детского. А уж такие яркие бунтарские фигуры отечественной культуры, как художник Врубель с его «Демоном» и композитор Скрябин, сочинивший «Поэму экстаза» и «Прометея», должны быть бесследно устранены из народной памяти. Детям их нельзя предъявлять ни в коем случае. Правая рука нового патриарха в делах по связям церкви с внешним миром протоиерей Всеволод Чаплин прямо и директивно говорит об этом с трибун педагогических конференций и совещаний. Всякое новаторство в искусстве и новые научные открытия встречаются святыми наставниками в штыки. Широко привлекаемые сегодня к методическим совещаниям и даже педсоветам, они прямо и настойчиво дают педагогам свои рекомендации.

Понимание влияния религии на школу будет не полным, если оставить без внимания уже действующую практику введения в школьное образование «Основ православной культуры». Предоставим слово главному редактору журнала «Религия и право» адвокату Анатолию Пчелинцеву. «Первые уроки по предмету «Православной культуры» показали, как в государственных школах теперь обходятся с детьми. В самих учебных пособиях часто сквозит ненависть к другим религиозным традициям России. В учебнике Аллы Бородиной «Основы православной культуры», который также используется для преподавания в школах Белгородской области, исчезло неуважительное отношение к иудаизму, которое было в первых вариантах пособия, но по-прежнему остались упоминания о «новых сектах», которые, по мнению Бородиной, «принесли много бед и страданий россиянам: психические заболевания, убийства, самоубийства, потеря семей и имущества» (А.В. Бородина. Основы православной культуры. М., 2005, с. 10-11). Между тем под «новыми сектами» чаще всего имеются в виду неправославные христианские церкви, прежде всего протестантские. Но то, что вызывает снисходительную улыбку у взрослого читателя, воспринимается детьми как реальность. Исходя из этого, они и строят свои отношения с неправославными сверстниками – «сектантами». А взрослые «дяди» и «тёти» за государственный счёт прививают им эту ненависть».

Надо сказать, идея запустить религию в школы страны вынашивается давно. В циркуляре Алексия II № 5925 от 9 декабря 1999 г., обращенном ко «всем епархиальным преосвященным», отмечается, что «мы не решим задачи духовно-нравственного воспитания будущих поколений России, если оставим без внимания систему государственного образования». В заключительной части этого документа сказано: «Если встретятся трудности с преподаванием “Основ православного вероучения”, назвать курс “Основы православной культуры”, это не вызовет возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений, воспитанных на атеистической основе». Из процитированного текста следует, что под видом «Основ православной культуры» нам пытаются ввести (в обход даже буржуазной Конституции) «Закон Божий».

До сих пор мы говорили о влиянии религии на детей, психика которых не может противостоять внушениям учителя или родителей, поскольку у ребёнка ещё нет знаний, чтобы он мог критически анализировать поступающую противоречивую информацию. Но даже взрослому человеку подчас чрезвычайно трудно сделать выбор между религией и наукой. Известный британский учёный-дарвинист Ричард Докинз в своей знаменитой книге «Бог как иллюзия» приводит по этому поводу печальную историю об одном молодом учёном. «Курт Вайз действительно получил настоящий диплом геолога в Университете Чикаго, а затем закончил две аспирантуры (геология и палеонтология в Гарварде) (ни больше, ни меньше). Блестяще образованный и, несомненно, выдающийся молодой ученый, он был на пороге свершения мечты о преподавательской и исследовательской карьере в нормальном университете. Но случилось несчастье. Оно пришло не извне, а изнутри собственного сознания, роковым образом пораженного и расшатанного воспитанием в духе фундаменталистской религии, требовавшей от него верить, что планета Земля - объект, который он изучал в Чикагском и Гарвардском университетах, - имеет возраст не более 10 тысяч лет. Он был слишком умен, чтобы игнорировать лобовое столкновение своей религии и своей науки, и этот конфликт все больше тревожил его разум. Однажды терпению пришел конец, и он решил дело при помощи ножниц. Взяв Библию, вырезал из нее, страница за страницей, каждый стих, от которого пришлось бы отказаться в случае правоты науки. В конце этого беспощадно честного и утомительного труда от Библии осталось так мало, что, как бы он ни старался, даже пытаясь держать Писание за оставшиеся неразрезанными поля страниц, он не мог поднять Библию так, чтобы она не развалилась надвое. Ему приходилось выбирать между эволюцией и Священным Писанием. Либо Писание было право, а эволюция - нет, либо эволюция - права, и он должен отшвырнуть Библию … В ту ночь он принял Слово Божье и отверг все, что ему противоречит, включая эволюцию. Одновременно, с неимоверной горечью, он бросил в огонь все свои надежды и мечты о науке. И карьера и счастье всей его жизни погибли от его же собственной руки - и как бессмысленно! Как легко было этого избежать! Взять да и отшвырнуть Библию. Или интерпретировать ее символически и аллегорически, как это делают теологи. Он же, как истый фундаменталист, отшвырнул и науку, и факты, и здравый смысл, а вместе с ними - свои надежды и мечты. Фундаменталистская религия пытается отлучить от научного образования тысячи и тысячи невинных, любознательных, доверчивых молодых умов. Не фундаменталистская, «терпимая» религия … этого не делает. Но она создает питательную среду для фундаментализма, внушая людям с раннего детства идею о добродетели нерассуждающей веры».

Можно привести ещё бездну фактов, наглядно показывающих влияние религии на общество, но нигде явной пользы от неё не прослеживается. Остаётся последнее, утешающая роль религии. Вера в сверхъестественное компенсирует в иллюзорной форме человеку то, чего он не может добиться реальными способами из-за своей социальной беспомощности. Вера примиряет религиозных людей со всем тем, что должно было бы вызвать протест. Характеризуя эту функцию религии, К. Маркс сравнивал её с действием наркотика. «Религия, - отмечал он, - это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она – дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа. Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 415).

Нам не нужен «бессердечный» и «бездушный» мир, сердце и дух которого неизбежно будут фальшивыми. Нам нужно не иллюзорное, а действительное счастье.

 

Александр Попов

Hosted by uCoz