"Мировая революция" №3 (март 2002)

 

Концентрация капитала

 

Ленин говорил, что концентрация капиталов - один из пяти пунктов, которые характеризуют империализм. После кризиса 1989-1995, тысячи новых компаний рождены в России, некоторые в результате раскола прежних групп, часть за счет новых капиталов российской буржуазии и иностранных инвестиций. Капиталисты, используя высококвалифицированную рабочую силу, эксплуатируемую за чрезвычайно низкую заработную плату, стремятся накопить огромные капиталы, как на внутреннем, так и на иностранных рынках. Борьба за рынки – это борьба за концентрацию капитала. Самые большие из этих групп станут ведущими группами российского империализма. Сегодня мы знакомим наших читателей с процессом концентрации в кондитерской промышленности.

 

Концентрация в кондитерской промышленности

 

Пищевая промышленность - важный сектор российской экономики, и один из наиболее транснациональных. Она имеет второй по величине иностранный инвестиционный потенциал - после нефтегазовой промышленности - с инвестициями в 3170 миллионов долларов, 11% из 29 миллиардов долларов вложенных иностранными компаниями в России. Наиболее известные международные марки продовольствия появились на российском рынке в последнее десятилетие.

Имеются несколько причин для такого внимания международного капитала к этому сектору экономики.

Одна причина – на пищевую промышленность менее воздействуют циклические колебания, чем на большинство других секторов - люди должны есть каждый день. Инвестиции в секторе продовольствия поэтому менее опасны.

Вторая причина - высокий вес продовольствия в общем потреблении в России. Согласно Госкомстату, доля продовольствия в розничной торговле в течение последних лет изменилась от 36% к 40% (38% в 2000 году). Это – вдвое больше, чем в наиболее развитых промышленных странах Западной Европы, Северной Америки или Японии - и индикатор более низкого непродовольственного потребления.

Третья причина, связана с высоким потенциальным ростом рынка продовольствия в России, по сравнению с Западными странами. В странах подобных России, где большинство населения имеет низкие доходы, повышение дохода приводит к более высокому потреблению продовольствия - не столько в его количестве, сколько в его качестве, следовательно, и стоимости.

Четвертая причина – раздел российского рынка продовольствия на несколько региональных и местных рынков и предприятий (наследство так называемого «коммунизма»). Транснациональные компании видят возможность вести параллельные процессы формирования национального рынка для главных продовольственных продуктов и концентрации пищевой промышленности. Но и российские группы принимают участие в этом процессе, некоторые из них успешно.

В первые годы после открытия российского рынка, транснациональные продовольственные корпорации главным образом экспортировали свои изделия в Россию. В годы, когда рубль обладал высокой обменной стоимостью, иностранные марки продовольствия затопляли российский рынок, замещая российские изделия. Но после падения рубля в августе 1998 года и увеличения цены доллара в четыре раза, импорт продовольствия почти остановился. Международные компании, желающие удержать свою долю рынка должны были повысить инвестиции в производство в России.

 

Nestlé

 

Главный игрок в кондитерской промышленности России швейцарская фирма “Nestlé”, продовольственная группа №1 в мире, с 479 фабриками и 224 541 служащими в 81 стране, и объёмом продаж в 81,4 миллиарда швейцарских франков в 2000 году. Она имеет 8500 торговых марок и производит 15000 различных продовольственных продуктов. В начале 1990-ых “Nestlé” организовала импорт и торговую сеть в России для изделий подобных “Nescafe” и “Nesquik”. Тогда же она сделала ряд приобретений: в 1995 году она купила кондитерскую фабрику “Россия” в Самаре, где установила новое оборудование для производства шоколада и напитка “Nesquik”. В 1996 году “Nestlé” приобрела ещё одну кондитерскую фабрику, также в Самаре, и объединила их с фабрикой “Россия” в ОАО Кондитерское объединение «Россия», которое в 2000 году являлось 104-ым в списке главных российских компаний, с объёмом продаж в 4,37 миллиардов рублей. Ранее, в том же самом 1996 году “Nestlé” захватила управление за Жуковским заводом мороженого (ООО «Нестле Жуковское мороженое» производит пломбир «48 копеек», эскимо «Кимо», «Розочка», «Снегурочка»), который в 1999 году был расширен для того чтобы производить суповые кубики Maggi.

В 1998 “Nestlé” взяла под свой контроль AO «Алтай» в Барнауле, AO «Камская» в Перми (шоколад, леденцы, карамель и печенья), и фабрики мороженого АО «Хладопродукт» в г. Тимашевске Краснодарского края.

К концу 2000 года “Nestlé” насчитывала 4600 служащих работающих полную рабочую неделю на шести фабриках. И контролировал 20% российского рынка кофе, мороженого, и шоколада.

 

Красный октябрь

 

Это - одна из самых больших российских промышленных групп. Была основана двумя немецкими предпринимателями в середине XIX столетия с торговой маркой “Einem”, национализирована в 1918 году и переименована в «Красный октябрь», преобразована в Объединенную акционерную компанию в 1992 году. Совместно с австрийскими, немецкими и швейцарскими компаниями (Haas, Buhler, и Anton Ohlert, соответственно) было установлено новое оборудование и поточные линии. Но в 1997 году, 77% продаж компании были в пределах границ Московской области. Тогда она начала расширение, которое преобразовало её в группу из восьми фабрик: Московский главный завод, прежняя “Petrokonf” С-Петербурга, названная по имени К. Самойлова - купленная в 1998 году у “Kraft Jacobs Suchard” (часть основанной американцами  фирмы «Филипп Моррис»); фабрика в Коломне, построенная в 1997 году; фабрика в Рязани (получила 51% оборудования отвергнутого Московским заводом), «Ясная поляна» в Туле, Тамбовская кондитерская фабрика, другие фабрики в Егорьеве и Йошкар-Оле. Совокупная производительность этих фабрик – 120 тыс. тонн в год, половина которой сконцентрирована в Москве. В 2001 году группа произвела 85 тыс. тонн продукции,  из которых 46 в Москве. Согласно «Эксперту», число служащих выросло с 3116 в 1996 году до 3900 в 2000 году.

Главный акционер – муниципалитет Москвы через Московский Фонд Собственности (23,5% к концу 2001 года); иностранные акционеры – 39,9%.

«Красный октябрь» обладает долей в 30% на кондитерском рынке Московской области и 5% на российском рынке; производит 20% всего российского шоколада, 10% всех российских конфет, и приблизительно 25% всего производства российской ириски.

 

«Бабаевская»

 

Предприятие «Бабаевская» - исторический конкурент «Красного октября» в Московской области. Оно является самым старым кондитерским предприятием в России, было основано бывшим крепостным крестьянином в 1804 году, производила джем и конфеты из абрикосов. Расширилось до 2000 служащих к 1900 году, оставаясь семейным бизнесом до национализации в 1918 году. В 1928 году оно было специализировано на производстве карамели на немецком оборудовании. Зимой 1941-42 года было частично эвакуировано в Алма-Ату, в то время как Московский завод производил концентраты для армии. После войны оно снова начало производство шоколада, используя машины, перемещенные с немецких фабрик.

Приватизированное в 1993 году, оно было обновлено и расширено, взяв под свой контроль шесть заводов: московскую фабрику «Рот Фронт», ОАО «Южуралкондитер» в Челябинске, ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика» в Нижнем Новгороде, ЗАО «Шоколадная фабрика “Новосибирская”», ЗАО Благовещенская кондитерская фабрика «Зея», ЗАО «Кардымовский молочно-консервный комбинат» в  Смоленской области (поставщик сухого молока), и транспортную компанию ОАО «Автосбытсервис» из Москвы. Она насчитывает приблизительно 8000 служащих. Согласно «Эксперту», в 2000 году «Бабаевская» занимала 112-ое место с  объёмом продаж в 4,05 миллиардов рублей, а «Красный октябрь», только 137-ое, с 3,36 миллиардами. Этот процесс концентрации не был безболезненный (с ним газетные сообщения связали убийство директора фабрики «Новосибирская»).

 

СладКо

 

Четвертый главный соперник в этой игре - недавно сформированная и уже приведенная в боевую готовность группа СладКо. СладКо была создана в феврале 2001 года,  российское инвестиционное отделение  финансово-промышленной группы ING соединило три фабрики: «Конфи» в Екатеринбурге (90%), «Волжанка» в Ульяновске (50,5%) и «Заря» в Казани (88%), истратив 24 миллиона долларов для приобретений и 26 миллионов долларов для новых инвестиций.

СладКо в 2000 году контролировал почти 6% российского рынка кондитерской продукции, превышая тоннаж «Красного октября», но с более низкими доходами. Эта компания стремится стать номером два после “Nestlé”.

Однако этот проект блокирован ссорой с двумя акционерами, контролирующими меньшую часть акций (40%) фабрики «Волжанка» (основанным США инвестиционным Фондом «Эрмитаж» и «Инвеско»). Они считают, что «Волжанка», шестой по величине производитель шоколада в России способна действовать самостоятельно. Генеральный директор «Волжанки» был вынужден уйти в отставку в апреле 2000 года, потому что он выступал против слияния компаний.

Какой бы ни был результат сражений за собственность, тенденция остается прежней - к расширению рынка, формированию общенациональных марок и игроков, и концентрации производства и собственности.

Hosted by uCoz